Физика и лирика крымских сезонов 1976-2016

Физика и лирика крымских сезонов 1976-2016

В 1975 году я поступил на географический факультет Симферопольского университета. В школьные годы хотел стать архитектором, рисовал домики в тетрадках, собирал из гдровских конструкторов всевозможные сооружения лет до 16. Ну, потом зрение стало резко ухудшаться. Мои кузины из Владиславовки очень горячо и восторженно посоветовали мне геофак. Университет находился рядом с моим домом, я поступил без особых хлопот. На первом курсе вопросы охраны природы и рекреационную географию воспринимал как самые чепуховые. Первые пару лет я занимался серьезно методикой преподавания географии с программированными методами контроля, философией и немецким. Выиграл общеукраинский конкурс научных студенческих работ на иностранных языках. Первые курсовые были по теории эволюции, взаимодействие леса и степи. Однако 1970-е годы были расцветом рекреационной географии, а в Симферополе сложилась научная школа, самая сильная в СССР. К 1979 году, на четвертом курсе я выполнил работу, соответствующую уровню доктора наук. В 1984 я защитил ее в Ленинграде перед докторским советом, понятно, что как кандидатскую. Среди членов ученого совета были Гумилев и Даринский. Руководящая организация ВНИЛТЭ (Химки), Игорь Зорин впоследствии создал Международную академию туризма, которая сейчас является ведущей в России организацией по социальному туризму. Официальный оппонент Юрий Веденин уже в российские годы возглавлял Институт культурного наследия РАН. Это я пишу к тому, что просто оказался в гуще людей, событий, научных идей и государственных усилий (Госплан СССР!) и плыл по течению в русле развития научной школы. К четвертому курсу моя жизнь сконцентрировалась на рекреационной географии. Но поскольку это не наука, а пограничная область исследований, даже брак (в лице тестя) сыграл свою роль: Петр Трофимович Молодченко, геолог-практик, друг декана факультета Ивана Григорьевича Губанова, организатор практик по геологии и почвоведению на Керченском полуострове, собрал основательную домашнюю библиотеку. Я прочел огромное количество книжек в перерывах между пеленками и колясочными прогулками в Керчи.

Туризм и массовый отдых в 1970-е годы в СССР был на подъеме во всех отношениях, в том числе в методике и теории. В 1972 году я получил первую свою квалификацию в туризме – «пионер-инструктор», это 100 км по горам за три похода, зачетные соревнования. Потом еще был звездный поход в составе сборной школы. Мать к тому времени после многих лет работы в торговле, стала главным бухгалтером автобазы «Турист», я много времени проводил на турбазе «Таврия», играл там со школьным ВИА на танцах. В общем, какой-то задачи стать профессиональным отдыхающим не было, географию я особо не уважал, в школе был лучшим учеником по математике и немецкому языку. Но вникать в высокопарные и оторванные от реальности теоретические рассуждения о рекреометрах и воспроизведении духовных, физических и творческих сил советских граждан мне было несложно. Как и держаться на многочисленных научных форумах со своими студенческими сообщениями среди титанов науки. 
Крым уважали в Москве и Ленинграде за практический уровень, за то, что мы из высокоразвитого курортного региона. Киева в научном смысле изучения туризма тогда просто не существовало. Сочи развивался как город-ресторан, без всяких теорий. Хороший уровень был в Одессе, молодой доктор наук Топчиев читал нам лекции. Впрочем, профессор Твердохлебов создал лучшую научную школу именно благодаря бархатному сезону: все звезды науки читали в Симферополе лекции в сентябре, имея время и возможности ездить на море в Алушту.
В отличие от нынешних программ подготовки специальности ТУРИЗМ, на географическом факультете на вступительных экзаменах была математика, а на первых двух курсах преподавали достаточно жестко химию, высшую математику и физику. На старших курсах была математическая статистика, а вообще вся программа строилась на традициях императорских университетов, где географию преподавали на математическом факультете. Это я уже объясняю заголовок: ФИЗИКА.
В 1970-е годы модели социальной физики в целом были в СССР запрещены, как и модели, основанные на рыночной экономике и свободе потребительского поведения. Игорь Зорин, как и большинство экономико-географов, занимающихся планированием массового отдыха, развивал только планирование отдыха по путевкам. Точнее говоря, никакого отдыха в СССР быть не могло. Только научное плановое оздоровление трудящихся и воспроизводство рабочей силы. Однако в транспортных задачах, во всяком случае в ГДР (публикации на немецком языке), гравитационные модели развивались активно. В учебнике «Методика полевых географических исследований» Топчиева и Геренчука были изложены простые задачки, мы их решали на практических с В.М. Кузнецовым. Гравитационными эти модели называются из-за подобия закону Ньютона: пассажиропоток между двумя городами прямо пропорционален численности их населения и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними. В условиях горного Крыма и разной цены на виды транспорта (автобус, электричка, свой автомобиль, троллейбус, такси) я брал произведение стоимости проезда на время поездки. Это я уже перешел к своей докторской диссертации, выполненной на четвертом курсе. Я опросил около 1000 жителей Симферополя по очень сложной пропорциональной системе, соблюдая охват всех планировочных районов, всех половозрастных групп и всех профильных для города мест приложения труда. Гравитационная модель (я обработал анкеты на ЕС ЭВМ, которая занимала целое крыло в университете, ее обслуживало 30 человек!) с надежным уровнем достоверности связала интенсивность поездок на загородный отдых с такими факторами как образование, жилищные условия, доход, условия проживания, структура семьи. Социальная физика позволяет прогнозировать туристические потоки и позволяет управлять ими через транспортные и управленческие решения. Факторы моды и все явления, которые называются автоволны (волны в активных средах), всевозможные массовые психические сдвиги также вполне укладываются в модели социальной физики.
В конце 1970-х в СССР стал развиваться пространственно-временной подход в стиле Лундской (Швеция) школы проф. Хегерстранда. Вместо елок-палок (оценочная школа рекреационной географии проф. Преображенского, Москва) в центр внимания вдруг попал человек с его бюджетом времени и «пространственной хореографией».
Метод «бюджета времени» развивался в советской социологии еще в 1930-е годы. Смысл городского планирования на основе бюджета времени и суточных, недельных, сезонных и годовых потребностей человека сводится к тому, что продуктовый магазин нужно располагать в радиусе 5 минут ходьбы, почтовое отделение – в радиусе 10-15 минут. Парк или спортивный комплекс – 20-30 минут. Озеро с оборудованным пляжем или плавательный бассейн каждый человек имеет право посещать хотя бы раз в неделю с затратами времени в 40-60 минут. Ну а к морю в отпуск добраться хотя бы за пару часов.
Однако для разных поло-возрастных категорий (и вообще разных сегментов потребительского рынка) соседство с домом определенных объектов отдыха имеет совершенно разное значение. «Как пройти в библиотеку» в 2 часа ночи не имеет значения, а вот ближайший стрип-бар… Или для кого-то может иметь смысл только бесплатная ночлежка.
К 1979 году я разработал методику оценки городской среды по степени свободы выбора для отдыха после работы. В Вычислительном центре КрымНИИпроекта на основе этой методики была подготовлена компьютерная программа. Профессор МГУ Николай Мироненко пару лет позднее внедрил эту программу через своих аспирантов для оценки городской среды Гаваны, Софии и других социалистических столиц.
Пространственная хореография – очень занятное понятие, которое характеризует социальную географию вообще как науку, работающую с образами пространства. Физику и лирику тут разделить не возможно. Основной инструмент географа это карта. Карта имеет математическую основу и «легенду» - то есть условные знаки, которые отражают не столько реальность, сколько взгляд составителя на эту реальность. Каждый сейчас имеет возможность смотреть космические снимки, но никто еще не отказался от географических карт. Потому что на них выбрано самое важное, и это самое важное показано таким образом, что… А вот именно - показано как образ. Образ, в котором есть синтез (обобщение – генерализация), прогноз (экстраполяция). Эмоции, надежды, смутные томления, мечты.
К сожалению, Крым сейчас лишился пространственной хореографии. Само по себе передвижение хоть пешком, хоть на автомобиле по Крыму – это спотыкание, упирание в заборы и мусорные кучи.
Собственно, именно на основе концепта пространственной хореографии вначале нужно сделать Федеральную долгосрочную программу, в которой свое место займут Золотое кольцо России, Подмосковье, Северный Кавказ, Сочи и Крым, Алтай и другие регионы со сложившимся лицом (брендом). Прямой конкуренции быть не может, Российская федерация огромна и разнообразна. Однако, нужны ясные дотации на социальный туризм и на патриотическое интернациональное воспитание. Например, туризм в городах-героях никак не может строиться на тех же экономических правилах, как пляжный отдых.
Теперь о лирике. В 1960-е годы, когда СССР отходила от сталинских времен и воспользовалась моральной и умственной слабостью Хрущева, в литературных журналах и на кухнях обсуждалась одна глобальная проблема: кто нужнее-важнее – физики или лирики. Этим были пронизаны и первые КВН, и бардовские песни, и палаточный туризм, и «дайвинг» с самодельными трубками из алюминиевых рам раскладушек, и много еще чего забавного. Ну, просто, пересмотрите внимательно фильм «3+2». Этот фильм определил навсегда мой выбор в пользу «дикарей», отдыха без путевок. Небольшая часть певцов новой исторической общности (советский народ!) каталась по Крыму просто как сыр в масле. Другая часть (очень любопытно было послушать саксофониста Алексея Козлова в Коктебеле о том, как рядом с ними всегда находились там командированные сотрудники КГБ) в Крыму находила, по сравнению с Москвой или Ленинградом, все же больше свободы, в том числе физической – обнажаясь.
Крым все еще живет и кормится инерцией советских шестидесятников – физиков и лириков. Это факт, и это – РЕСУРС. Этот ресурс важнее любых западных инвестиций.
Итак, на сегодня, я лучший эксперт по вопросам отдыха без путевок. С квалифицированными знаниями и архивом по сезонам 1976-2016. Сорок лет это вполне достаточный массив, чтобы видеть тенденции и делать прогнозы.
Не буду вдаваться в тонкости инструментов. Теория и методика изложена в нескольких учебниках по рекреационной географии (два из них принадлежат Симферопольской школе).
Анализ проб и ошибок дает выход на теорию. Далее на предстоящий плановый период (я работаю на 2020-2030 годы) определяется рабочая гипотеза и концепт развития. Идет работа с фактажом (статистическими, социологическими данными и полевыми наблюдениями). «Поле» в данном случае – реальные объекты отдыха и туризма: пляжи, рекреационные участки горно-лесной зоны, охотничьи угодья, рыбацкие деревни, санатории, пансионаты, турбазы, экскурсионные фирмы и даже простые разговоры в дороге с таксистами и водителями автобусов, а также пляжные или ресторанные беседы с отдыхающими. Следующий этап – обобщение и анализ. Затем выработка рабочих моделей, их доказательство или опровержение (получение отрицательного результата в ходе проверки рабочих гипотез также важно и имеют огромную научную и практическую ценность). Далее – прогнозирование по пессимистическим и оптимистическим вариантам и выработка рекомендаций общего характера и по отдельным сегментам туристического рынка.
 
Для научного исследования и уж тем более для предплановых рекомендаций, а также ТЭО (технико-экономических обоснований) по отдельным отраслям туризма, исходя из моего личного опыта работы в науке начиная от стажера КрымНИИпроект до руководителя сектора во Всесоюзном институте ВНИПИшельф ГазПром СССР, необходимо 2-3 года и штат сотрудников высшей квалификации в 5-7 человек, плюс технический персонал. Важна надежность статистических материалов, но это не трагедия, статистика и в СССР была не достоверна, поэтому сложились определенные методы калибровки официальных данных.
План обзора, ссылки на уже выполненные работы и обсуждение отдельных вопросов на нашем форуме http://www.kraevedenie.net :
Личная лирика о физике (обзор теоретических и методических достижений советской и мировой рекреационной географии, а также градостроительных, транспортных и сервисных решений в 1970-е годы) 
В результате своего первого исследования я получил очень надежный отрицательный результат: люди не созданы гармоничными. Люди созданы специализированными. На отдыхе человек хочет не гармонии и не равновесия, а встряски и разгрузки. Примитивный человек нуждается в примитивной встряске: бомжи после нетяжкого, но нудного трудового дня, когда уже покушали и залили глаза, все-таки нуждаются еще и в психологической разгрузке – говорят друг другу гадости, разбивают морду в кровь. Типа секс…У людей возвышенных профессий разгрузка уж такая гнилая и гадостная, что бомжам такое и в голову не придет. Но если говорить о массовом отдыхе – то все просто: алкоголь или наркотики, или дуркование, или любой другой путь возбуждения; немножко больше свободы (чем на работе и в семье); немножко меньше напряжения физического и морального. Но и что-то модное (что считается красивым, полезным), и что-то на память (чтобы показывать, продлевать радость, придумывать новые виртуальные подробности своего отдыха).
Ну, это я забежал вперед. Конечно, в кулуарах научных конференций конца 1970-х годов обсуждались удивительные вещи туристической практики социализма: социологи, психологи, медики выходили на маршрут с обычной туристической группой. Наблюдали, как народ на протяжении 10 дней горного похода и 10 дней пляжного отдыха спит ночью не более 4 часов, очень много и очень много всего разного алкогольного потребляют, истощают организм физически и морально – в смысле аморально. А потом приезжают в родной коллектив и дают прирост производительности труда! И все медицинские показатели однозначно свидетельствуют: человек на маршруте оздоровился. А в чем же гармония? Древние греки они ведь еще там что-то очень много писали о вакхических исступлениях и оргиях. Хотя и в том, и другом были утомительно однообразны.
Петля времени и Порядок из Хаоса (Ссылки на старые публикации Игоря Русанова (1997 - 1999): 
 Виртуальный образ Крыма. 1999
«В 1994 году появился первый в Крыму туристический сайт (Крымский туристический навигатор), но только сезон 1998 года показал реальную отдачу электронных изданий. Ну а в прошедшем сезоне те, кто ими еще не обзавелся, попросту выглядели безнадежно отсталыми.
Главной ценностью нынешнего развития Сети является ее интерактивность, диалог, обратная связь. В отличие от телевидения или печатных изданий, автор или владелец электронного издания всегда может знать, кто его читает (страна, город, часто еще и фирма-владелец компьютерной сети, с которой зашел посетитель), какие страницы человек прочел, смотрел ли он картинки или отключил их из экономии, что он читал до этого или с какого каталога (благодаря какому каталогу) пришел на это издание.»
 3.      Пробы и ошибки 2000-2010: моделирование, рациональное и иррациональное
3.0. Ссылки на публикации Игоря Русанова 2000- 2007 годов
3.1.Почему они едут?
3.1.1.1. Море, солнце, воздух, цены, недвижимость (размещение), питание
3.1.1. Градиенты среды:
3.1.1.2. Пляжи и бассейны, СПА, Курортные факторы, Горы и лес, Ностальгия
3.1.1.3. «Свой до свойих по свойэ»: неформальные движения России обзаводятся в Крыму земельной собственностью
 4. По чему они едут?
Транспортная инфраструктура:
Железные дороги, вокзалы и станции
Автомобильные трассы, АЗС, СТО, ДАИ
Воздушные линии и аэропорты
5. Зачем они едут?
туристические бренды: как назовем, так и поплывем (форум)
Мода: волны в активных средах. Диффузия инноваций.
Фильмы: «Дикари» (мыс Айя), «Жесткие дни» (Ялта) , «Коктебель», «Жесть» (Балаклава)
Мода как лесной пожар
Мода на экстрим
Рыцарские фестивали
Аквапарки
Ледовые катки
Веревочные парки
Скальные стенки (боулдеринг)
Супер-мотокросс
Автогонки стрит и драг-рейсинг
Джип-клубы и трассы
Зеленый туризм
Реинкарнация партноменклатурного стиля
Дача плюс турприют
Гранты на зеленый туризм – глупость или диверсия?
Паломничество
6. От чего они едут (бегут)? Вынужденный поток
Мир в целом в 2000 - 2010 терял  безопасность. А Крым оставался спокойным, тихим, ленивым.
7. За чем они едут
Экскурсии и музеи (Места силы, Дворянские имения, Рекреационная конверсия)
Сувениры
Алкоголь
Наркотики
Впечатления на цифровых носителях и мобильная связь.
Выводы, тенденции, общие и отраслевые рекомендации на 2011-2020 годы
детальнее:
Долгосрочное планирование рекреационного региона на примерe Крыма
 Долгосрочное планирование автотуризма и отдыха в палаточных городках
Из недавних моих работ самые важные:
- Развитие туризма в Крыму в рамках единого туристического бренда РУССКИЙ ЮГ.
- Планирование внутреннего туризма (для условий России и Украины, вероятно, и для всех постсоветских стран будет полезно)
 
 
Источник: 

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.