В какого Бога верили крымские христиане до крещения Киевской Руси?

В какого Бога верили крымские христиане до крещения Киевской Руси?

На заглавном фото: пещерный храм в городе Бакла. Алтарная ниша в виде буквы Омега, знака Второго пришествия. В этой церкви нет ни одного изображения креста.

Привожу цитаты из некоего сочинения начала 20 века, целью которого было уверить православный люд, что многочисленные датские и немецкие Романовы, на самом деле самые православные и есть. 

ГЕРМАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
Крещение Готии 
Массовое обращение готов ко Христу произошло около 323 г. в царствование императора Константина Великого. После сего у готов основывается уже епархия, их епископ Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспорским (нынешний г. Керчь в Крыму) из Готии. 
= = = = тут ясно и надо уже доказывать, что страна крымских готов-тетракситов Дори находилась рядом с Керчью ==== 
В царствование императора Констанция (337-361) священник Авдий, которого проповедь сопровождалась таким успехом, что в короткое время он основал в Готии даже обители мужские и женские, упоминаемые современниками Епифанием и Кириллом; и блаженный Евтихий. 
В то же почти время, как отмечалось выше, Церковь Готскую постигли два величайшие бедствия — гонения за веру и ересь Ариева. Виновником первого был готский король Атанарик. Это гонение было воздвигаемо в Готии трижды — в 370, 371 и 372 гг. и каждый раз продолжалось с отвратительной жестокостию. Верующие, укрепляемые Фессалонитским епископом Асхолием, шли мужественно на мучения и своею твердостью и в вере удивляли весь христианский мир. 

Ариева ересь 
Распространению между готами ереси Ариевой частию содействовал царь их, Фритигерн, который, по случаю междоусобия с Атанариком испросивши себе помощь у императора Валента, не нашел ничего лучше для засвидетельствования своей признательности к нему, как принятие исповедуемой им веры. Но главным действующим лицом при этом был знаменитый епископ Ульфила. 
Сначала, именно с 348 или 349 г., когда он был рукоположен Цареградским патриархом Евсевием, Ульфила, по примеру предшественника своего Феофила, присутствовавшего на Никейском Соборе, строго держался православного исповедания Никейского. Потом сделался полуарианином,подписавшись в 360 г. на местном Константинопольском Соборе акациан под исповеданием, в котором хотя назван Спаситель Сыном Божиим единородным и прежде век рожденным от Отца, но не единосущным Отцу, как исповедали отцы никейские, а только подобным. Наконец, в веду нашествия гуннов на Готию он был отправлен готским царем в качестве главного посла к императору Валенту (ок. 377) испросить у него позволение переселиться готам в Мизию, Ульфила для успеха в своего посольства решил сделаться совершенным арианином, и, имея мощное влияние на готов, он отторг от Православной Церкви готский народ. 

= = = = Акациане (охоциры) это предки караимов, главным городом которых был Солхат, нынешний Старый Крым. Купцы и всадники (профессиональные династические наемные охранники городов и караванов, асы, аланы, черкесы), предки которых исповедовали митраизм, культ Бога-Всадника, для которого равны все нации и все языки, легко принимали беспоповский вариант христианства, в котором сын Божий был и земным творением, посредником между Богом и людьми. Посредничество священников, да еще говорящих на чужом языке, при этом конечно не требовалось. = = == =

====== И еще одно примечание. Лучше писать Вульфила – посвященный волку. Епископ и просветитель приднепровских готов Вульфила был из жреческого клана======

Впрочем, блаженный Феодорит отмечает, что готы не сделались после этого окончательными арианами,потому что Ульфила, когда преклонял их на сторону Валента, уверил их, будто между православными и арианами нет никакого догматического различия. 

Готская епархия 
Через сто лет со времени своего учреждения Православная Готская епархия переносится в Крым и утверждается в нем уже навсегда, до самого конца своего существования. Резиденциею ее здесь является приморская область Дори, где, по словам Прокопия, с давних пор обитали готы в числе трех тысяч, которые не решились следовать за Теодориком в Италию (ок. 488г.). 
Равно и самое имя Готии переносится на эту страну, простиравшуюся, как видно из грамоты 1380 г., вдоль южного морского берега от Балаклавы до Судака, или Сурожа , значит, по направлению от Херсонеса Таврического к востоку. 
==== тут ясно сказано, что Готская епархия первоначально в 6 веке имела главной своей областью Керченский полуостров, а вот в 14 веке имя Готской епархии было ПЕРЕНЕСЕНО на совершенно другую область - юго-западный Крым и побережье. 
Само собой никаких длинных стен, как и плодородных земель, в Готской епархии 14 века не наблюдается. = = = = 

Во дни же Прокопия часть готов-христиан жила даже у самого Азовского моря и Керченского пролива под именем готов–тетракситов. Определенно нельзя сказать, с какого именно времени сии готы начали иметь особого епископа, но в 547 г. упоминается уже о смерти их главного иерарха и о том, что они присылали четырех послов к императору Юстиниану просить себе нового архипастыря, которого действительно и получили.

= = = = =об акацирах можно сказать лишь то, что это некий, один из многих тогда, "зародыш" нового народа. Как узбеки или ногаи, имя этот народ получил от личного имени своего идеолога - Акация.
Акаций проповедовал неравнозначность Иисуса Христа Богу-отцу. То есть отрицал идею Троицы.

Догматическая сторона тринитарных споров IV в. 
Максимов Алексей Сергеевич

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец,
Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»
(1 Ин. 5, 7).
«Истина Божественного Триединства – вершина Откровения Бога человеку». По слову митрополита Макария Булгакова, «это учение составляет самый коренной догмат собственно Христианский: на нем непосредственно основываются и, следовательно, с отвержением его неизбежно отвергаются догматы о нашем Искупителе Господе Иисусе, о нашем Освятителе – Всесвятом Духе и за тем, более или менее, все до одного догматы, какие только относятся к домостроительству нашего спасения».
Христиане всегда верили в то, что Бог един и троичен в Лицах, догматическое же учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно и достигло своего расцвета в IV в. 
= = = = удивительное утверждение. сам же автор его отрицает в этой статье! Первые христиане обходились без догмата о Троице, но когда христианство стало государственным инструментом императоров Византии, монотеизм стал препятствием. Императорам мешала прямая связь человека, любого человека, с единым Богом.= = =
Появление догматов и развитого учения о Св. Троице было обусловлено необходимостью защищать Церковь от ересей и лжеучений, будораживших ее с момента основания. В центре длительных споров о Святой Троице стоял вопрос о Божестве Спасителя, и хотя накал борьбы за троичный догмат приходится на IV в., уже с I в. Церковь была вынуждена отстаивать учение о Божестве Христа. Поэтому, прежде, чем мы обратимся к IV веку, кратко разберем основные лжеучения первых веков, которые так или иначе оказали влияние на формирование двух главных ересей IV века: арианство и духоборчество.
= = = = = = я бы тут уточнил, что христианская церковь видела в храбрых и безграмотных создателях новых государств Европы легкую добычу. Многие короли и феодалы легко покорились церкви, тем более, что в силу своей занятости убийствами и прочими подвигами, детей на воспитание они вынуждены были отдавать попам.
Лишь немногие монархи видели опасность подчинения власти "мирных болтунов".
Естественно, такие монархи создавали не один раз "ереси" по типу более поздних - англиканской церкви или гуситской церкви в Чехии.
Основой таких ересей была первая мировая религия, изначально "заточенная" под нужды идеологической работы в войсках и привлечения в армию захватчиков свежих сил из молодежи покоренных областей – митраизм, культ фракийского бога-всадника. Одно из красивых наследий этого культа современные гербы Литвы и Москвы – герб Погонь и Георгий Победоносец = = = =

Век IV вошел в историю как век тринитарных споров. Возникновение арианства стало поводом для систематизации учения о Святой Троице. Прежде, чем мы обратимся к разбору учения Ария, необходимо задаться таким вопросом: чье учение или богословские воззрения повлияли на образ мысли александрийского пресвитера? 
....
Более подходящей кажется следующая позиция относительно этого вопроса: «Главным и единственным источником всех этих лжеучений нужно признать собственный оригинальный образ мыслей Ария. Конечно, в этой системе отрицания Божественности Второго Лица Пресвятой Троицы предшественники Арию были: такими предшественниками Арию можно признать всех так называемых монархиан во всех их различных направлениях. 
= = = ересь, сохранившаяся с 4 века до самого 21 века объявляется следствием лишь некоего личного "эксцентризма" Ария! 
Я бы советовал автору данного опуса хотя бы пробежать глазами уж совсем простенькие курсы "марксизм-ленинизм о войне и армии" и "партийно-политическая работа в войсках".
Арианская и акацирская ереси были созданы для успеха коммерции и быстрого восстановления силовых структур на территориях разгромленной, а точнее сгнившей Римской империи. 
Византийские императоры шли другим путем, который был основан на идеологическом оболванивании, лжи, вероломстве, подкупе и прочих продуктах не физической силы, а извращенного ума. Временами это приносило успех. А в итоге Византийская империя продержалась тысячу лет! = = = 

Учение Ария сводится к следующему: «Арий отождествлял Бога с Отцом и тем самым постулировал, что все, что не есть Бог, – тварно. Следовательно, Сын, поскольку Он отличен от Отца, сотворен, и различение Лиц пре­вращается в онтологическую расколотость. Этот тварный Сын в свою очередь сотворил Духа, и Троица сводится к некоей иерархии, где нижний служит орудием для высшего, – к Троице, рассеченной неодолимой чертой, проходящей между тварным и нетварным. 
... Таким образом, Арий утверждал абсолютность монархии Отца; что Сын создан из «не-сущаго» по воле Отца как высшее творение, орудие для создания мира; а также то, что Св. Дух есть высшее творение Сына и, следовательно, по отношению к Отцу Он является как бы «внуком». 
= = = = полное соответствие роли Митры (а до него - священного медведя) как создания бога Солнца. Медведь, которого держали в пещере и съедали, если приход весны задерживался, был только посредником между людьми и Богом и спасителем людей ради того, чтобы дождаться весеннего Солнца. = = = =

В 325 году в г. Никее против ариан собрался Первый Вселенский Собор. «Как только ариане прочли на Соборе свой символ веры, в котором говорилось, что «Сын Божий – произведение и тварь», что было время, когда не было Сына, что Сын изменяем по существу и т.п., отцы Собора немедленно признали арианское учение противоречащим Св. Писанию, исполненным лжи и осудили ариан как еретиков». 
.... Ариане не отвергали ни книг, ни мест Св. Писания, только экзегетика была у них другая, и это оттого, что философия была другая». 

  • Важный момент монотеизма первых христиан Кавказа и Крыма это естественная природная вера кочевников в единого бога и творца, культ Тенгри, единого неба. Профессиональные династические военные наемники черкасы, асы, аланы перешли в ислам, когда арабская цивилизация пришла в Приазовье. Слишком сложная иерархия византийского православия вступала в противоречие с традициями, воспитанием и личным опытом купца, воина, кочевника и вообще любого человека, который в жизни полагался на себя и свою семью.

.... В результате этих споров обозначились три богословские партии: «собственно – ариане, утверждавшие, что Сын, как существо сотворенное, ни в чем не подобен Отцу, и потому называвшиеся еще аномеями; полуариане (в числе их известнейшие – Василий Анкирский, Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидийский), которые учили, что Сын не есть тварь, а есть истинный Сын Божий, рожденный от Отца прежде век, но только признавали Его не единосущным (omousios), а подобосущным (omoiusios) Отцу; наконец третьи, занимавшие средину между арианами и полуарианами и называвшиеся акацианами, по имени главы своего Акация: они проповедывали, что Сын подобен Отцу, но подобен не по существу и божеству, а только как образ, отражающий в себе первообраз». 
= = = = Солнечный бог Митра никогда не признавался равным Богу-Солнцу. Митра был рожден из скалы (поскольку священный медведь жил в заложенных камнями пещерах). Напомню, что крымские караимы известны не только как купцы, промышленники, банкиры и олигархи. Это еще бойцы личной гвардии первых славных великих князей Литвы и первых владетелей независимого Крымского ханства = = =
Другой ересью IV в., возникшей из недр арианства, было отрицание единосущия Святого Духа Отцу и Сыну. 
... Ересь духоборчества наиболее известна под именем македонианства. Насколько архиепископ Константинопольский Македоний был причастен к этой ереси, вопрос спорный. 
.... Признавая Сына «неподобным» и «подобосущным», они, естественно, пришли к выводу, что Дух есть Лицо служебное, по чину и чести третье и по существу отличное.
 

  • Итак, крымские христиане раннего средневековья считали богом и творцом только бога-отца. Иисус Христос признавался сыном, божьим творением, Мария – христородицей. Дух Святой – инструментом божьей воли, информационным каналом. При всем кажущемся мировом господстве христианства, единства в нем нет и сегодня. Еще один важный сегодня момент – понятие о справедливой войне и офицерской чести. В митраизме каждый командир сам отвечает перед Богом за своих солдат и за справедливость своей службы. Если наниматель явно не прав перед Богом, то каждый офицер сам принимает решение оставить службу. Здесь коренное отличие митраистской воинской этики от самурайской. Периодические бунты, восстания, «предательства» на Украине имеют глубинные корни. Впрочем, как и слабость королевской власти в Польше. Огромное число польско-литовской шляхты происходит из Крыма. Часть из них были мусульманами, а наиболее яркие династии известны как «витязи греческой веры» это князья руськие Корибут-Вишневецкие, князья Глинские (потомки эмира Мамая), Кочубей, Мазепа и их многотысячные кланы. Логика поступков говорит не об ортодоксальном византийском христианстве, а восточном монотеизме. 

Яков Кротов
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ: IV век (krotov.info/)
Сохранение на протяжении века различий между Востоком и Западом в способе выражения веры. На Западе считают главным донатистский спор, на Востоке арианский, в конце века на Западе спорят о свободе человеческой воли, о критериях справедливой войны, на Востоке собор 381 г. завершает спор о Троице. 
Сложнее всего верно оценить изменения в положении Церкви. Мы под “государственной религией” понимаем нечто совсем иное уже потому, что под государством мы понимаем нечто иное (критерий: наказание за обращение из государственной религии в иную, отождествление гражданства с религией - этого не было). Во всяком случае, на протяжении столетия христианство утверждается как предпочтительная религия, христиане постепенно получают некоторые льготы (Миланский эдикт лишь предусматривал окончание гонений, и трактовал это окончание по-разному для Запада и Востока). К концу века язычество начинают истреблять.
Ни разу на протяжении первых 15 веков христианства не стоял вопрос о том, быть христианству государственной религией или отказаться. Исходная позиция, дохристианская, общая для всех народов и культур, не ведала о возможности выбора и подразумевала, что религия у народа должна быть одна. Государство не рассматривалось отдельно от гражданского общества. 

= = = = сомнительное утверждение. известно, что в древнегреческих колониях обязательно воздвигали алтари местным богам и даже ставили алтарь "неизвестному богу".
В римской армии каждый солдат имел право исповедовать религию своих отцов или переходить в любую другую.
Ну а главное - известны факты преследования язычников и еретиков христианской церковью, но нет никаких реальных артефактов о том, что христиане подвергались преследованиям и уж тем более казням. = = =

Парадокс в том, что Римская империя 4 в. была настолько слаба, что о серьезном гонении против инаковерующих нечего было и думать. Донатисты спокойно утвердились в Африке. Ариане составляли большинство среди готов (а значит, в Испании, когда те ее завоевали). 

= == это не парадокс, а закономерное явление для Римской империи, как и для любой другой. Все успешные империи основаны на веротерпимости. Как только Турция зациклилась на исламе, она из великой империи превратилась в третьеразрядную страну = = =

Расхождение между Востоком и Западом достигло такой глубины (хотя еще никак не проявлялось в сфере канонически-догматической), что в 381 г. Феодосий воздержался устраивать собор и для восточных, и для западных епископов. Опыты совместных соборов обнаруживали глубочайшую взаимную ненависть (ради которой восточные епископы забывали собственную вражду) и непонимание.

Сложность заключается в том, что мы сегодня (особенно в ходе рациональных споров) предполагаем, что в 4 в. люди рационально договаривались о том, что такое Вселенский собор, знали его существенные признаки. Видимо, ни присутствие императора, ни одобрение Папы, ни количество епископов, ни “общенародное признание” не воспринимались как равно обязательные или хотя бы как иерархически соотнесенные друг с другом признаки. Не видели нужды в точном определении. 

= = = сложность заключается в том, что труды историков церкви абсолютно оторваны от реальности. Складывается впечатление что многочисленные попы и монахи кормились от щедрот сугубо небесных, а не получали деньги, земли и привилегии, а также рабов от феодалов, купцов и монархов. = = = =

«До пришествия Христова все люди облекались в оружие, и никто не был свободен от этого занятия, города воевали с городами и везде был слышен шум сражений; а теперь большая часть вселенной в мире, все безопасно занимаются ремеслами, возделывают землю, переплывают моря, и только небольшая часть носит звание воинов для охранения всех прочих. И в них не было бы нужды, если бы мы исполняли должное и не нуждались в напоминании посредством наказаний», - писал Златоуст (толкование 45 псалма). 

===== ну, тут уж совсем чепуха. Древний мир и средневековье были основаны на кастовой системе. Военное обучение было не доступно земледельцам. Христианство не принесло мира ни одной стране. Наемные бойцы церковных иерархов в литературе отмечены как самые бесчестные и подлые, впрочем, это лишь романтическая литература ===

Еще несколько цитат о крымских готах и их религии:

Щукин Марк. Блуждающие готы. - Знание - сила. 1995. № 8. С. 58-65. Продолжение статьи из № 3 за 1995 г.

Готов, основных противников Рима в 3 в., с 332 годы союзников империи, живших за Дунаем, автор отождествляет с представителями археологической черняховской культуры. Упадок готов был вызван нашествием гуннов; оттесняемые, они в 378 году нанесли поражение императору Валенту, а затем были абсорбированы византийцами. В Крыму потомки готов были еще в 16 веке, в 18 в. они были переселены в Мариуполь.

Гонение на манихеев (восточных христиан монофизитов, отрицающих триединство бога, Троицу)
31 марта 302 года (Барнс, 20) византийский император Диоклетикан, в целом не одобрявший религиозного разномыслия, дает эдикт проконсулу Африки предписывающий сжигать живьем лидеров манихеев вместе с их сочинениями, рядовых манихеев обезглавливать или, если они люди со статусом, ссылать на копи, конфискуя всех имущество. Среди аргументов, оправдывающих гонение - всякая новизна, ставящая под сомнение то, что установили древние раз и навсегда, есть преступление. Однако к христианам Диоклетикан относился мягче: когда он был в Антиохии осенью 302 г. диакон Роман демонстративно громко нарушил рутинный обряд жертвоприношения в суде, был арестован, приговорен к сожжению, но ограничились тем, что вырвали ему язык и лишь 17 ноября 303 г. он был сожжен. Диоклетикан, возмущенный извращениями христиан, на зиму уехал в Никомедию.

==== м-да. в общем, пока вырисовывается такая картина:
русское старообрядчество во многих своих толках и сектах берет свое начало от первых христианских общин на Северном Кавказе и в Крыму.
Акациры (охоциры) смогли создать в районе города Старый Крым целое купеческое государство, основанное на торговле между Средиземноморьем, Средней Азией и Восточной Европой.
Арианские общины готов больше были ориентированы не на торговлю, а на военное и морское дело.

Самое главное: Крым был для Византийской империи (а до этого для Римской империи в целом) краем отдаленным, суровым и опасным. Местом наказания и ссылки. И в то же время местом с богатейшими природными и людскими ресурсами, за которые надо было воевать, и освоение которых было вовсе не легким.
То есть неким аналогом Сибири.
Вытеснение инакомыслящих шло из центральных областей Римской империи и Византии в Крым.
Точно также с появлением зародыша централизованного государства (фактически Киевская Русь была военной хунтой - власть у купеческой республики силой захватили наемные офицеры варяги) понадобилась мощная религия, подавляющая личность. Князь Владимир крестил Русь уже спустя 500 лет после того, как в купеческой и военной среде Восточной Европы и Северного Кавказа утвердилось арианская, акацирская и манихейская ереси.
Носители этих ересей естественным путем (точнее природными торговыми путями) переселяли свои семьи подальше от "добрых царей, из-под которых льется мармелад".
Таким образом, старообрядцы дали начало культуре поморов, сибиряков, а затем освоили Дальний Восток.
Вполне естественным путем старый обряд христианства сохранился среди казачества, поскольку атаманы служили, а не прислуживали и всегда сами определяли смысл и цели своей службы.

 Еще раз напомню: город в устье Салгира и Биюк-Карасу, на проливе в центре нынешней Арабатской стрелки был частью Великого Шелкового пути и частью раннехристианского мира. Отсюда товары и идеи шли через Азовское море к устью Дона и далее к русским городам вплоть до Белого моря, в Поволжье, к Уралу и Сибири.

 

Источник: 

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.