Древние культы в Крыму: места, обряды, тайны

Древние культы в Крыму: места, обряды, тайны
В Крыму с лихих невменяемых 1990-х бурно  развивается всякого рода уфология, контактерство с ушельцами, поиск подземных пирамид, поедание солнечных лучей  и прочее. В этом обзоре про другое, про старое скучное, что очень давно включено в программу подготовки экскурсоводов, массовиков-затейников-культработников  (сейчас их называют аниматоры). Ну и был такой замечательный курс в советские времена «научный атеизм», на самом деле в его рамках работали ученые и преподаватели, недобитые в 1937 году. В общем, я предлагаю всего лишь традиционную этнографию, фольклористику и религиоведение. НО, как обычно у меня, я еще даю названия туристических объектов. И предлагаю только базовую информацию,  а также очень сырые и спорные версии, которые хороший гид может с умными туристами обсудить на месте. То есть не в кабинете. Истина всегда конкретна, история  всегда географична. А кабинетные истории всегда бесконечны. И что интересно, они неопровержимы, потому  что в кабинете можно придумывать бесконечно новые истории, подтверждающие предыдущие истории и не нуждающиеся в реальных географических объектах и реальных туристических маршрутах.
Ничего умнее для обозначения маршрутов по сакральным местам Крыма, чем драконография, я не смог придумать. Ну, просто потому что над входом в Ханский дворец Бахчисарая красуются два дракона. Это не змеи, и уж точно никакого сражения между ними нет. Знаменитая легенда об основании Бахчисарая с историей про драку и уползание змей  точно не про этот герб. Тем более, что это не герб, и не в традициях ислама. Тут надо думать, искать.
Уж слишком похоже на легенды времен короля Артура и его рыцарей круглого стола  (кстати, кырк – это такое особое крымское слово, оно обозначает и круг, и число 40, и очень много еще важного сакрального). Слово кырк, вероятно, одно из самых древних слов, связанных с религией. От него происходят известные слова цирк и  церковь (чёрч, кирхе), крымские названия Керкинитида (Евпатория), Керчь, Кикенеиз (Понизовка, Голубой залив)  и даже такие спорные необъяснимые слова как черкас (черкиз, черкесс).
Культ числа 40 связан с особенностями женской (материнской физиологии) и возник, вероятно, еще в древнем каменном веке. От него уже происходит представление о том, что в течении 40 дней душа умершего прощается с видимым наземным миром и всеми своими родственниками и друзьями.

Драконография Крыма, топонимы и туристические объекты, связанные с язычеством и жертвоприношениями. 

1. Змеиная пещера - вовсе речь не идет о вульгарных гадюках, которые никогда в предгорном Крыму не водились.
Это Змиева пещера. В ее нижнем этаже сохранилась огромная тесаная известняковая плита под размеры взрослого человека (наверное, тут приносили в жертву девственниц, поскольку жертвенник был связан с земледельческими культами).
Вероятно, таких мест в Крыму было достаточно много, как и в соседних регионах.
Известна легенда об основании Успенского монастыря, где речь идет о Змие, который похищал овец. Само собой, овец для жервоприношения в пещеру дракону носили некие его адепты. Интересно было бы узнать, где в ущелье Майрум-дере могла находиться древнее языческое пещерное капище.
Я думаю, что вблизи родника на пересечении двух разломов. Возможно, рядом с источником Газы-Мансур? И рядом со священной дубовой рощей караимов Балта-Теймез (не касайся топор)? Кстати, кто-нибудь измерял радиационный фон этих деревьев? На пересечении разломов земной коры нередко происходят выбросы радона, радиоактивного газа. Известно его лечебное действие, особенно для злокачественных опухолей.
2. Шайтан-капу, Шайтан-коба, Шайтан-кая, Шайтан-дере - хотелось бы полный список с координатами GPS. И промеры радиационного излучения тоже интересны.
3. Аналогично полный список с GPS хочется получить по Яман-дере, Яман-кая, Яман-йол, Яман-таш. Яман - плохо, дурно.
Табуирование языческих жертвенников характерно для иудаизма, христианства, ислама. В географическом, топонимическом смысле это «дурные злые названия». А вот жрецов обычно просто убивали, причем с пытками, публичными казнями, забиванием до смерти камнями. Очень важно было, чтобы язычники сознались, что общаются с дьяволом и добиваются от него именно злых дел.
4. Хор-дере - из того, что я знаю: огромный гото-аланский могильник между Скалистым, Кизиловкой и Трудолюбовкой Бахчисарайского района.
Но, наверное такие топонимы есть еще. Хор - плохой, хорх - страшный. И что интересно, Хорс - бог солнечной лошади у сарматов. Вероятно, так называли лошадь Митры - фракийского бога-всадника (отсюда русские слова хорошо и хоровод и английское хорс - лошадь). Немецкое хорьх – превосходный, совершенный, непревзойденный – наивысшая степень похвалы.
5. Куш-кая (гора Кошка, гора Сокол), Шан-коба, Шан-кая - звучит нейтрально. Вроде как "кстати о птичках...". Культ сокола, как и древний крымский танец Хайтарма связан с ожиданием весны, наблюдением за погодой, земледельческими ритуалами. Шан (сан в русском языке – высокое положение, шана в украинском языке – слава, уважение; шановный - уважаемый). Изначально – шан (шаан), таким образом, небесный, высоко-летящий, небожитель, приобщенный к вечному небу. Скалы Куш-кая есть в десятках мест Крыма, почти над всеми древними поселениями. Замечательной для туризма особенностью всех Куш-кая, конечно включая гору Кошка у Симеиза и гору Сокол у Нового Света, является очень простые возможности восхождения и необыкновенно красивый вид, широчайший кругозор. На птичьих скалах все племя в древности встречало возвращение перелетных птиц. Жрецы гадали по их полету, каким будет лето. Девушки приветствовали их парящим танцем Хайтарма (возвращение).
6. Кыз-куле, Кыз-кермен, (и греческие аналоги - Партенит, Парфений) - с крутых Девичьих скал тавры сбрасывали обезглавленные тела эллинов и прочих чужеземцев. По моей версии, это происходило, чтобы уберечь коров от ящура, коровьего бешенства и подобных заразных заболеваний, источником которых и сегодня является Западная Европа и Средиземноморье.
7. Канлы-дере . Канлы - кровавый. Именно в ущелье Канлы-дере у местечка Салачик (Бахчисарай) найден "старосельский мальчик" - ребенок-гидроцефал, принесенный в жертву. Канлы - второе название пещеры Бин-Баш-коба (Пещера Тысячи голов). Кан - кровь, канака - топонимический словарь Крыма переводит весьма двусмысленно: с греческого - "любимая", а с тюркского - "обитель религиозных подвижников".
Есть о чем подумать. Первое что приходит в голову - место тайных мистических ритуалов. Подвижники тоже интересно - скорее всего, речь может идти о купеческих ритуалах с жертвоприношениями формально усыновленных младенцев-инвалидов, как это было принято у финикийцев.
Известный из Библии ритуал принесения в жертву первородного сына. Недавно по социальным сетям прокатилась жуткая новость о том, что несколько тысяч детей, принятых в семьи Италии, бесследно пропали. Часть из них, возможно, стали жертвой торговли органами, часть умерли своей смертью, поскольку были неизлечимо больны. Но какая-то часть могла быть принесена в жертву по древним ритуалам. 
8. Аю-даг, Аю (медведь) и Ай - месяц (Луна) в тюркских языках. В греческом ай (агийос) – святой, священный. Вполне возможно, что исходные слова появились вместе с культом пещерного медведя, а это по времени еще палеолит, древнекаменный век. Ведь люди и тогда говорили. А в Горном Крыму никогда не происходило полной гибели коренного населения и полной смены языков. Аюв-дере - балка с медвежьей пещерой у реки Бурульча, Баксан (Межгорье).
Ай-Серез, Шелен (Селен) возможно, как-то связано с культом Луны (Полумесяца).
Тут, конечно, закономерная путаница с греческим (византийским) Ай- святой.
Но в большинстве случаев топонимы Ай-Алексий, Ай-Димитрий, Ай-Тодор, Ай-Никита, Ай-Даниль, Айя-Варвара, Айя-Анастасия и другие связаны с эпохой иконоборчества и массового основания монастырей на Южном берегу Крыма. Эти монастыри просуществовали совсем недолго.
С Ай-Петри посложнее, возможно речь идет о новогреческом наименовании горы со Святыми Камнями, которым поклонялись местные жители. Средневековых храмов и монастырей на Ай-Петри не обнаружено. Разве что пещерные храмы, например, у хребта Иограф (Ай-Евграф). Но этот храм, как и многие другие, возник на месте древнего языческого капища. Не так давно археологи обнаружили там старую и молодую женщину, засыпанных обвалом камней. Уж очень похоже, что кто-то помешал ритуалу передачи силы от умирающей к молодой ведьме.
9. Топонимы на Курт и Борю, связанные с культом волка в Крыму распространены в основном в степной части, а также на Яйле. Их немного. Вполне понятно, что ислам не одобрял подобных названий и обрядов почитания волка.

 Демонология и бестиарий для путешествий по Крыму:

Люцифер - видел свет, поскольку священный медведь должен был располагаться в таких пещерах, где луч весеннего солнца пробуждал медведя от зимней спячки
Повелитель мух - пробуждение от спячки означало приход весны и появление мух. Кажется Вельзевул как раз и означает повелитель мух?
Митра как священный медведь. Митра рождается из камня (выходит из пещеры). Митра раздирает быка. Митра обеспечивает порядок. Митра связан с равносторонним (так называемым греческим) крестом и свастикой - символами правильной для умеренного пояса Европы смены сезонов года.
Напомню - только для Европы и части Евразии правильными являются четыре сезона. Греческий крест и четырехлучевая свастика могли появиться только в районе между Альпами и Уралом.
В Индии - три сезона, в Египте - два.
Кудеяр (Кудеяровы горы, Кудеяровы клады, Кудеяровы пещеры) в России, точнее на Северской земле связаны с тем, что вместе с князьями Глинскими, потомками эмира Мамая, в эти земли пришли ираноязычные языги (ясы). Вполне возможно, что только в именах, а точнее в титулах жрецов эта ираноязычность сохранялось. Кудеяр буквально Друг Бога (с именем Куд), то есть тот, кто ходит к священному медведю, к Митре.
 
Древнерусский Див и боспорский (гиперборейский, керченский) Грифон
Див исторически и мифологически тесно связан с культом божества по имени Куд, во всяком случае в русской традиции кудесник кудесничает  и чудит, чудеса - они же и кудеса, а диво оно дивное и малопонятное.
"В древнерусских текстах Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: «дивъ кличетъ връху древа» и «уже връжеся дивъ на землю». Принципиальные отличия дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве и прикладном искусстве XI - XIII вв. и заключаются в следующем: 1) орлиными изображаются только голова и крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами; 2) всегда одноцветная фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия; 3) помимо шествующего див может изображаться и терзающим какого-либо зверя". (Словарь Русской геральдики).
Не могу вступать в споры с российскими геральдистами, но на монетах великого царя скифов Атея грифон изображен охраняющий пшеничный колос. А уж сцен терзания грифонами всевозможных козлов и оленей археологи нашли сотни.
Академик Рыбаков без всяких сомнений связывает Дива только с грифоном (известным символом легендарных гиперборейцев, древним гербом Боспорского царства).
Грифон - современный герб Республики Крым, поэтому для крымского туризма образ этот очень важен, важна и его связь с русской культурой:
"Древний грифон, по всей вероятности, у многих народов средневековья продолжал играть роль могущественного стража и покровителя растений. На византийском аксамите, например, орлиноголовый грифон с львиным туловищем весь испещрен аграрно-магическими символами: шея его покрыта зигзагами воды-дождя, а крылья - знаками засеянного поля; на лапах - знаки семян, все чудище оплетено ветвями растения, произрастающего из семени у его лап.
Трудно сказать, насколько осознавалась архаичная символика грифона народами Северной Европы, где не было древней подосновы этого греко-восточного образа. Предки славян, вплотную соприкасавшиеся со скифами-иранцами и через них воспринявшие много элементов восточной культуры, безусловно, знали как внешнюю форму, так и символическое значение грифона." (Рыбаков. Язычество Древней Руси, с.121)

Хромой (Гефест, покровитель кузнецов и житель подземного мира с его рудными богатствами; Аксак как особенность Тамерлана, вероятно врожденная родовая и Салсал - великан, покровитель цеха бузачи, легендарный прародитель Салсал-оглу, строителя крепости Аккерман, это современный Белгород-Днестровский рядом с Одессой) - речь идет о том, что близкими к медведю могли быть именно те, кто от рождения хромает, ходит вперевалку, клишоногие, косолапые. Опять же по принципу магии подобия. Пьяный человек ходит вперевалку, уподобляется священному медведю, поэтому великан Салсал и был покровителем древних пивоваров.
Рогатый - жрец, кормящий священного медведя мясом коров и быков, естественно украшал себя рогами. Священному медведю надо было приносить самых лучших быков, так что рога, вероятно, жрецам доставались самые большие.
Жрец также от имени бога Волоса (у славян) обеспечивал всю ветеринарии и контроль за процессом случки, родов и т.д. На Керносовском идоле сохранилось изображение рогатого жреца с привязанным сзади хвостом, который танцует рядом с быком и коровой "учебно-профилактический" танец.
Рогатый бог ходил с трезубцем, как символом единства трех миров: верхнего (где солнце), среднего (где люди и звери и прочее) и нижнего, где находился в пещере священный медведь, он же великий змей.
Трезубец присутствует в различных модификациях на древних личных знаках монархов Боспорского царства,  гербах князей Глинских, в гербе Киркор (у шляхтичей Достоевских, например). Неофициальный знак национального единства крымских татар, который происходит от тамги ханской династии Гирей (Герай) Тарак тамга, очертаниями напоминает скорее весы, но явно близок по геометрии и пропорциям к древним боспорским царским тамга. Слово тарак в тюркских языках означает гребень (гребешок для расчесывания волос), но тут скорее простонародное обозначение.
Драконт, Дракул - жрецы, допущенные к Великому Змию. Потомки этих жрецов. Среди таковых могли быть носители очень редкого генетического заболевания, которое называется порфирия. В поисковике можно набрать. Можно даже напрямую набрать: порфирия, вампир, верфольф, оборотень.
Порфирия зафиксирована сейчас на уровне 1 случай на 200 000 человек. Симптомы - непереносимость солнечного света, нарушение в выработке красных кровяных телец, проблемы с выработкой гемоглобина.
Такая случайная мутация могла произойти в результате длительного отсутствия солнечного света. Я уже писал (точнее повторял за другими), что результат похолодания в Европе, скорее всего массовое извержение вулканов на севере Атлантики. Несколько поколений людей могло оказаться без солнечного света, видели солнце лишь как смутную шестилучевую звезду сквозь плотные облака вулканического пепла.
Тем более мутация, когда солнечный свет не требовался для жизни, могла в среде жрецов, постоянно находящихся в пещере рядом с медведем. В этом случае им нужна была свежая кровь животных и людей как раз не летом, а зимой и вообще - круглый год.
С этой кастой жрецов могут быть связаны германские герои Беовульф, Верфольф, Бьйорн-Ульф - медведе-волки. И пляски ряженых в медвежьи и волчьи шкуры викингов. Волк рядом с медведем. Волк, добывающий кровавую пищу для медведя (точнее для тех, кто бережет медведя. кстати, корень бер в бережет не случаен, наверное).
Естественно, что Беовульф при христианской обработке этого образа как раз убивает Дракона, а не обеспечивает его кровью и жертвами. Такие перевертыши священных языческих символов в христианстве - обычная практика.
Какое отношение орден Драконитов (к нему принадлежал отец знаменитого Владислава Дракулы из Трансильвании) имеет к Крыму? Широко известно и очень непонятно раннесредневековое название Феодосии – Ардабда (Ардавда). Обычно это название переводят как город Семи богов. Я развиваю версию о связи Ардабда (Семь ступеней посвящения) с очень распространенным в десятке европейских стран шляхетским гербом Абданк. Носители этого герба не раз обнаруживали связи с еврейским купечеством и тайным международным оборотом золота. Временами они достигали огромной власти и явно были за пределами зависимости от римской католической церкви.
Черт - жрец, который знал священные "резы", умел чертить священные знаки. Например: узоры из треугольников, отрезков и точек на священных сосудах тавров. Огамическое письмо кельтов, руны древних тюрков Сибири и руны древних германцев очень похожи на неразгаданные знаки тавров. Гадатели по разбросанным на земле палочкам у скифов упоминаются в достоверных античных источниках. Пентаграммы – это нечто того же рода.
Польско-литовская княжеская фамилия Чарторыйский и подобные, напрямую происходят от слов рыть черты, чертить на земле магические знаки. Герб князей Чарторыйский - "Погонь", но вместо трезубой тамги Гедимина - изображение трех крепостных башен. Происхождение рода Чарторыйских неизвестно. Известно лишь, что с подобными фамилиями есть несколько родов и русских. А три башни уж слишком похожи на трезубец.
Георгий Победоносец, он же фракийский всадник, он же герб Литвы и Беларуси "Погонь". Кстати, паганус в данном случае это не преследование не гонка, а язычник.
Он же Митра - солнечный всадник.
На гербе, который известный крымский краевед Маркевич подготовил в 1918 году для Крымского краевого правительства, древний трезубец Тарак-тамга династии Гиреев, соседствует с изображением Святого Георгия. Ну, о нынешней любви крымчан к георгиевской ленте особо распространяться не будем. 
Глава крымского правительства генерал Мацей Сулькевич происходил из литовского татарского шляхетского рода. Таким удивительным образом в неосуществленной идее счастливого острова Крым, Маркевич задолго до Василия Аксенова соединил древние образы, общие для Крыма, России и Литвы и еще многих стран. Образы, идущие из глубокой пещерной древности.
Всадник Георгий «стал» убивать дракона только тысячу или полторы тысячи лет назад. Известная фреска из Храма трех всадников у пещерного города Эски-кермен, вероятно, служила для освящения древнего языческого капища, где одна могила в монолитной скале была вырублена для упокоения ведьмы, а вторая - для жертвенного младенца, чтобы сила умершей ведьмы передалась ее молодой преемнице. Изображение святого Георгия, поражающего дракона, отражало представление о реальных рыцарских подвигах с убийством языческих жрецов и освобождением жертвенных мальчиков и девушек.
На традиционных изображениях Митра разрывает пасть быку, когда рождался из камня от солнечного света. То есть пещерный медведь, выходя после спячки, подкреплялся жертвенным быком.
Появление "фракийского" всадника связано с развитием арийской цивилизации, новой системы управления с возможностью контроля над сотнями племен на основе всадников.
Возможно, вначале фракийский всадник (Святой Георгий) оберегал священного медведя (дракона), а вовсе не поражал его копьем. Есть и объяснение проще: всадник на белой лошади это лето, а черный дракон это зима.
из древнего арийского гимна в честь бога Митры
 Взывают к Митре ратники,
Склонившись к конским гривам,
Прося себе здоровья,
Коням в упряжках силу,
Прося способность видеть
Врагов издалека,
И чтобы побеждать им
Врагов одним ударом,
Всех недругов враждебных
И каждого врага.
Молюсь я ради счастья...
12. Мы почитаем Митру...
13. Который самым первым
Из всех божеств небесных
Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем,
Чьи лошади быстры,
И первым достигает
Прекрасных, золотистых
Вершин, откуда видит
Он весь арийцев край,
17. Мы почитаем Митру...
Которого не может
Ввести в обман никто:
В дому - домохозяин,
В семействе - старший в роде,
Ни в племени - вожак,
И ни в стране - владыка.
18. А если будут лживы
В дому - домохозяин,
В семействе - старший a роде,
И в племени - вожак,
Или в стране - владыка,
Погубит разом Митра
Сердитый, разозленный,
И дом тот, и семейство,
И племя, и страну:
В домах убьет хозяев,
В семействах - старших в роде,
И в племенах - вождей,
И над страной - правителей,
Над странами - владык.
48. Когда стремится Митра
К войскам тем кровожадным
Между рядов сомкнутых
Сражающихся стран,
Людей, неверных слову,
За лапы держит сзади,
Глаза им закрывает
И оглушает уши,
И ноги их не держат,
И сил нет дать отпор.
Со странами, с врагами,
Нарушившими слово,
Так поступает Митра,
Чьи пастбища просторны.
Молюсь я ради счастья...
= = = =
итак счастье - жить по понятиям, жить в равновесии.
порядок прежде всего.
символ порядка - свастика.
примерно так. Не начальствовать, не владычествовать, а быть заботливым хозяином земли и покровителем людей.
Ни для кого не секрет, наверное, что идеология, символика, атрибутика и ритуалы нацистов создавались на очень серьезной археологической базе, изучении древних артефактов, священных текстов, истории тайных обществ и т.д.
Оболванить миллионы людей можно было только теми же технологиями, которые успешно себя показали в Вавилоне и Египте. Сейчас, когда сила оружия ничего не решает, опять актуальна сила слова и сила духа. Этнография становится царицей наук ))) Ну, во всяком случае на отдыхе, на горном маршруте это можно почувствовать.
Источник: 

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.