В Старом Крыму отметили сорокалетний юбилей мемориального Дома-музея А. Грина, совпавший с днем памяти писателя. Об истории создания «юбиляра» рассказала Алла Ненада — заместитель директора Феодосийского литературно-мемориального музея А. Грина.
Памяти писателя пришли поклониться люди, которые много лет трудились для развития музея: Нина Демчук, Наталья Иншина, Маргарита Кулакова.
Гости — взрослые и дети — читали стихи, пели песни собственного сочинения.
Были представлены портреты Александра и Нины Грин, подаренные Ниной Матвеевой — автором памятника Марине Цветаевой в Москве. В это же время в залах Старокрымского литературно-художественного музея открылась выставка «Я этот край назвал бы Зурбаганом…».
«Как люди приходят к Грину?
Некто одинокий добредет пешочком до его домика, не из туристического любопытства, но уяснить для себя и в себе что-то глубоко личное, приобщиться душой к событиям, давно отзвучавшим»
(из книги Н. Тарасенко «Александр Грин в Крыму. Последний лучник»).
Вряд ли Александр Грин думал о будущем музее, когда покупал этот домик; нечаянно оставил он драгоценный подарок Старому Крыму. Вообще-то при слове «музей» мне представляются триста шестьдесят пять комнат Эрмитажа и маршрут их полного осмотра длиною в двадцать два километра. Я опять мечтаю (когда-то уже мечтал!) побывать в Лувре. С почтением вспоминаю исторические музеи Москвы, Владимира, Суздаля, Киева. Фотографирую, любуясь, фасады Воронцовского и Ливадийского дворцов-музеев. Заглядываю на новую выставку в Симферопольский художественный музей. В Коктебеле не могу не зайти в Дом-музей Максимилиана Волошина. Знаю, что не пустует и скромный Дом-музей Чехова, потому что он в Ялте. Хотя многие приходят туда случайно, «между пляжем и рестораном», и почти не знакомы с творчеством Антона Павловича.
Хорошо продумана и экспозиция музея А. Грина в курортной Феодосии. Здание в центре города, тоже недалеко от моря и картинной галереи И. Айвазовского, куда все стремятся попасть, чтобы вобрать певучий аквамарин громадных полотен. А уж на обратном пути можно заглянуть и к этому странному, знакомому со школьной скамьи «капитану».
Но как быть с домиком Грина в Старом Крыму? Не увидишь здесь ни статую Аполлона, ни «Девятый вал», ни улыбающийся под луной «огромный лик царицы Таиах». Ничего такого, что могло бы удивить. Две комнатки, беленые известкой, деревянный пол вместо тогдашнего, земляного. Комната-выставка, в которой собраны фотографии, книги самого Грина и то, что написано о нем. И вторая, где он доживал. Стол, кровать, будильник, портрет на стене… Ну скажите, чем здесь любоваться, чем восхищаться, ради чего приезжать?
Кому неинтересен Грин, кто не читал его или читал, но не проникался очаровательной выдумкой, вживленной в реальность и потому всегда способной обнадежить, — тем и вправду нечего делать в старокрымском музее. Сюда приезжает только избранная публика. По-настоящему избранная. К знаменательным датам едут специально, а в будни могут завернуть мимоходом, по дороге из курортной Феодосии. Для чего? Мне кажется, люди хотят представить и себя в том времени. Подходят к домику и думают: «О, будь мы его соседями, мы бы не ломали посаженное им деревце, не шумели под окнами! Мы не дожидались бы смерти писателя, чтобы установить традицию — приносить к порогу свежие розы. Мы бы…»
Он был мечтателем, а жил много лет в бедности, среди самого грубого окружения. Работа матроса, грузчика, лесоруба, золотоискателя… Участие в заговорах эсэров, армия, тюрьма… Да и в зрелую пору, когда хоть и неохотно, со скрипом, но печатали его странную для того времени прозу, писатель продолжал нуждаться и в деньгах, и в сочувствии. Самым счастливым подарком судьбы стала вторая женитьба Александра Степановича — девять лет жизни с Ниной Николаевной. Умная, волевая, терпеливая, бесконечно снисходительная к его слабостям. Всякий позавидует, но чтобы заслужить такой брак, надо же быть Грином!
Домишко трудно отличить от других на этой узкой улице. Небольшой садик. Справа и слева, за плотными заборами, — соседи. У каждого своя жизнь. Лают собаки, горланят петухи… Совсем не похоже на музей. Опять невольно задумаешься, зачем ты сюда приехал? И только позже, уходя, готов будешь ругать себя за то, что приезжаешь так редко.
Сердечность глубинная, истинная, с которой встречают нас на этом крылечке, понятна и легко объяснима. Работникам музея давно известно, что случайных посетителей у них не бывает, вот и общаются с каждым, как с дорогим гостем. Не только потому, что гость платит за билет, а кто-то может проникнуться и помочь музею серьезным подарком. Но еще и потому, что почти каждый преступивший этот порог предстает как настоящий ценитель и знаток гриновских произведений, что он, специально приезжая в Старый Крым, ожидал чудес уже просто от прогулки по этим улицам, от этого воздуха, от созерцания той же горы Агармыш, на которую изо дня в день смотрел автор «Блистающего мира» и «Алых парусов».
Великим грехом будет — обмануть, отрезвить, не додать человеку частицы того неосязаемого, возвышенного! Теперь я тоже стараюсь не пропускать такие мероприятия, не становиться чужим среди гостей этого маленького душевного пристанища. Для меня как журналиста традиция началась простой беседой с директором музея Ольгой Байбуртской. Знакомство само собой переросло в многолетнюю дружбу, и стало понятно, как много значит личная симпатия к работникам мемориальных музеев, какой это важный стимул для приезда гостей! Память о любимом писателе пробуждают не только бережно хранимые экспонаты, но и сами хранители этих экспонатов, твои единомышленники.
Теперь в цветущем гриновском саду появилась площадка для встреч, со скамьями для зрителей и небольшой сценой. Ее построили недавно, к торжественной дате; руководил работой бессменный завхоз Геннадий Шибалкин. Прилежный путешественник и фотохудожник, он создал в соседнем литературно-художественном музее выставку своих фотографий.
Медленно-медленно хорошеет территория. Что дальше? Над мемориальными комнатами нельзя возвести второй этаж, даже если бы на это нашлись средства. Не стоит, наверное, делать и «евроремонт»: все должно выглядеть как при жизни хозяев. А вот подсобные помещения вовсе не обязательно должны соответствовать эпохе голодных тридцатых годов. На месте дровяного сарая мог бы стоять чудный флигелек для гостей с современными службами. Над площадкой не помешает большой навес от солнца, хотя бы зонтики-грибочки, потому что и день рождения Грина, и день его памяти приходятся на лето.
В этом маленьком оазисе культуры проводят встречи люди искусства — читают стихи, поют, делятся воспоминаниями. Эти гости принимают все условности, они терпят и готовы безропотно терпеть неудобства, потому что приехали не ради комфорта. А вот работники государственных служб не имеют права ни «терпеть», ни «не замечать»!
Ведь это все — ради памяти Александра Степановича. Надо почаще вспоминать о маленьком домике, об этом случайном, необыкновенном подарке скромному райцентру полуострова Крым. Писателей много, хороших и разных, а вот Грин — один-единственный. Он был и остается первым, непревзойденным и неповторимым среди всей крымской литературы. Он — источник славы для нас. Не будем же стесняться напоминать при каждом случае о том, что давно понимают во всем мире. И пока живет наш чудный музей, пока не зарастает на фоне обезличивающей технократии эта едва заметная дорога к Грину, можно глядеть в будущее с надеждой.
Дмитрий ТАРАСЕНКО
На снимке: директор мемориального Дома-музея А. Грина Ольга Байбуртская (слева), директор литературно-художественного музея Оксана Кузнецова (справа). Поет Марика Норик, аккомпанирует Станислав Тарасенко.