В глубокой древности (по крайней мере около 3 тысяч лет назад) Красная пещера (Кизил-коба) была святилищем тавров, где приносились человеческие жертвоприношения в честь богов Солнца и плодородия (Луны).
Мужской бог – от пещерного медведя к культу Солнца
В таких уединенных пещерах, как Кизил-коба, во времена Ледникового периода держали священного медведя. Ловушку для медведя или медведицы устраивали так, чтобы весной луч солнца будил их от спячки. Вначале это были просто «живые консервы» на случай, если весеннее тепло не приходит вовремя и племени угрожала гибель от голода.
С тех пор в русской культуре сохранилась ритуальная песня «Кострома-кострома», а у белорусов древний праздник «Комоедицы».
Затем, когда климат стабилизировался, священные медведи охраняли золото и другие сокровища племени, а место священных пещер держалось в строгой тайне. Само слово «бер» (медведь) стало запретным. Отсюда сказки о Кощее-бессмертном, охраняющем золото. Кощей, костей от кошты – «сокровища» и «касса», возможно, первоначально кошт это действительно мощные кости мамонтов с костным мозгом. У священных пещер сохранились специальные приспособления вроде тисков из двух каменных глыб, между которыми зажимали позвонки мамонта.
В русской культуре из балтийских языков было заимствовано карк (дух предков) и появился очень забавный образ каркодил – косматое бородатое чудовище, ходящее на двух лапах и с хвостом. Примерно так выглядели жрецы. Помимо всего прочего у народов юга Русской равнины жрецы с хвостами (и часто с рогами) выполняли еще роль зоотехника и ветеринара. Важной их работой была случка скота. Изображения таких сцен высечены на священных стелах, изготовленных в Горном Крыму и распространившихся вплоть до Днепропетровской области.
В европейской культуре языческие храмы, посвященные медведю, под влиянием табуирования тайных знаний друидов, стали связывать с драконом.
....
Женское божество: от тотемного культа Девы-тюленя к культу Луны (Ай) и девы Марии (Богородицы)
Пещеры европейских «драконов» и русских каркодилов, посвященные Солнцу и ритмичной смене времен года, естественным образом соседствовали с мощными выходами кристально чистой воды.
Самые знаменитые источники – ключи у Лысой горы, связанные с ежегодным праздником ведьм.
Логика тут очень простая:
1. трещины в горах без растительности (Таз-тау по тюркски) накапливают в себе конденсационную влагу. Фактически это дистиллированная аптечная вода, но не мертвая, а заряженная огромной энергией. Любой естественный выход мощного источника из-под земли, а точнее из-под отвесного скального обрыва является точкой пересечения глубинных разломов земной коры. Планета Земля «дышит» через такие поры. Именно рядом с такими местами находятся часто удивительные каменные «грибы» – мощные скальные глыбы на тонких колоннах. Тысячелетняя устойчивость каменных грибов в сейсмических зонах (а все горы подвержены землетрясениям) говорит о том, что в местах силы (по крымскотатарски они называются азис, азиз – святыня, что опять же связано с ожидание солнечного света во времена Ледникового периода) из глубинных слоев мантии Земли энергия выходит постепенно и малыми порциями.
Жить в местах силы нельзя, поскольку энергия половая и трудовая, стремление к накоплению, карьере – все это уходит в энергию духовную, жреческую. В крымской культуре известны многочисленные случаи, когда в местах силы поселялись старики-отшельники и лечили людей. Признаком азиса считается зеленоватое свечение над могилой святого врачевателя. Уже в недавние времена над священным родником Ай-Йори над Алуштой сделаны фотографии со столбом засветки над родником. Это объясняется выходом радиактивного газа родона из глубинных слоев земной коры. Именно родон лечит раковые опухоли. Но здоровым людям нельзя долго находиться под излучением родона.
подробнее - http://kraevedenie.net/2011/05/25/energy-crimea/