Лес был полон птичьего щебета и шороха листьев: мыши выскакивали из своих зимних «квартир» на прошлогоднюю листву. Сухо на дорогах. Дышалось легко и свободно, солнышко прогревало весь лесной мир и одинокого путника из нашей электронно-парфюмерной цивилизации. Присел на упавшее от зимних бурь дерево, засмотрелся на дали: видимость - километров семьдесят!
И дымки пока нет: не парит лес, ещё не одетый в листву.
Вдруг на этот же ствол, шероховатый, в панцире серо-коричневой коры, выскочил мышонок. Часто заморгал бусинками глаз не то от яркого солнца, не то от моего вида. Возникло желание вскинуть фотоаппарат, но подумал: нет, от фотовспышки мышь временно ослепнет, а в лесу нужно всё живое беречь. Поглядели друг на друга мы, два существа, мышка почесала носик, умываясь, да и юркнула по стволу в сторону корней, вывороченных из почвы. Пора уже и мне: путь до Чатал-Каи неблизкий, да и саму гору, называемую за внешний вид Кошкой, хочется обойти не торопясь - за несколько часов. А то смотришь издалека на ушки этой гигантской кошки - в семьсот метров высотой, а вот побывать здесь пока не удавалось.
Чаталом обычно называют рогульку, такую палку-подставку под ветки деревьев. Об исконном занятии специально обученных чатальщиков упоминает ещё знаменитый садовод Лев Симиренко именно как о крымском явлении. Оказывается, от правильно подставленных чаталов зависит не только урожай, но и прирост дерева. Мой дед, в прошлом брянский партизан, переехав в Крым в пятидесятые годы прошлого века, быстро освоил эту премудрость. До сих пор мне вспоминаются ветви с неизменными подставками, полные яблок Белый налив.
И всё же на кошачью голову гора больше похожа. «Ушки», как оказалось позже, - огромные утёсы известняка. Гора представляет собой коралловый риф. В юрский период, полторы сотни миллионов лет назад, на месте полуострова плескалось неглубокое тёплое море. Нынешние Крымские горы были тогда подводными грядами, на которых селились колонии кораллов. В результате тектонических движений горная страна поднялась на поверхность и хребты вознесли высоко к небу причудливые коралловые глыбы - нынешние «ушки и шёрстку».
Кстати, в окрестностях Кошки есть ещё похожие горы. Одна из них - Малая Чатал-Кая, или, более точно, Кучук-Чатал-Кая. Правда,на домашнего зверька она не похожа, скорее на шапку скомороха: на ней три утёса. Со стороны села Лесного видно два, и поэтому местные жители называют гору Верблюд. Не столь эффектны, но более мощны пласты на соседней горе Биюк-Оба. Обнажения скал есть и на другой соседке - горе Эльмели. Наверное, там много диких яблонь-кислиц, ведь именно так называют их крымские татары - «эльмели». Но самой эффектной горой после Кошки, несомненно, является Дегермен-Култук. Уж очень похожа на какого-то доисторического ящера с пластинами на спине! Хотя именуется в переводе совсем прозаично: «мельница» и «подмышка». Причём тут они? Наверное, народы, населявшие Крым в прошлом, о динозаврах просто не слыхивали, как, впрочем, и о драконах. У нас не встречаются названия, связанные с этими мифическими существами. Нет в сознании - нет и в народной мифологии. Зато современные туристы вовсю используют своё воображение в назывании увиденного.
А залезть на любое из «ушек» стоит, хотя, надо сразу сказать, занятие это небезопасное, особенно в ветреную погоду. Но можно между ними и просто постоять. Это место называют Большими Воротами. Видимость в хорошую погоду отсюда во все стороны просто поражает. На западе видны отроги Караби-Яйлы и даже просматривается знаменитая Медведь-гора у Гурзуфа. Север закрывают отроги Биюк-Обы, но чуть восточнее хорошо видна белая черепаха горы Бор-Каи у села Курского. Ещё дальше - интересный ракурс Агармыша. На востоке - старокрымские и кизилташские горы, южнее просматриваются Эчкидаг и отроги древнейшего вулкана Карадаг. А южную часть горизонта занимают море и судакские мысы - палево-рыжый Меганом и Алчак, ещё один «динозаврик». Судакскую крепость, увы, закрывает огромная лесистая гора Перчем. Зато очень живописны более близкие горы и долины рек Карагач и Суук-Су. Они как бы подсвечены изнутри: лёгкая дымка от долинных полян поднимается вверх, ведь земля от весеннего тепла начинает парить. А летом, говорят, именно с Чатал-Каи можно увидеть редкое природное явление - голубой туман. Он образуется в жаркие дни над полями и лесами в результате фотохимического воздействия солнечных лучей на растения.
Растительный мир Чатала очень интересен. Удивительна жизнь простой крымской сосны, прилепившейся к известняковым скалам. Кроны этих хвойных вытянуты, как флаги, а стволы закручены, перекручены и похожи на какие-то вывихнутые конечности. Непостижимо: какую воду и пищу получают корни из голого камня? И как они вообще могли проникнуть в него, да ещё и противостоять сильным ветрам? Кстати, такие же сосны есть на голых скалах Эчкидага и Карадага.
Набродившись вдоволь по горе и её окрестностям, быстро шагал весёлым весенним лесом - надо было за световой день побывать ещё в нескольких местах Главной гряды. Хотелось пить, и вдруг у дороги - указатель: «Родник «Акинак». Вот так неожиданность! Знакомые ребята из «Клуба путешественников», оказывается, не только ищут легендарные артефакты и «следы неведомых зверей», но и заняты вполне прозаичным делом: очищают весной родники. И текут те родники из таинственных подземелий древних коралловых рифов, журча по каменистым балкам, давая живительную влагу и мышкам, и птичкам, и всем лесным жителям. И путникам, погладившим гору Кошку по загривку.
Автор: Сергей ТКАЧЕНКО.
Источник: Крымская правда