Основные темы

Фоторепортажи

Регионы

"Виноградные сезоны" как продолжение курортного

В минувшие выходные в Алуште прошёл фестиваль "Виноградные сезоны", посвящённый двухсотлетию курортов Крыма.

Живущие в центре полуострова с наступлением осенних холодов как-то забывают, что есть у нас Крымские горы, а за ними - Южный берег. В Симферополе дул противный ветер, было пасмурно и хмуро, а за перевалом лето ещё и не думало уходить. Пляжи забиты курортниками, море тёплое, солнце ласковое. Красота. Что ж ко всему этому и не поучаствовать ещё и в "Виноградных сезонах"? Например, купить виноград и вино непосредственно у производителей - предприятий "Алушта", "Таврида", "Малореченское", входящих в состав всемирно известной "Массандры".

Можно принять участие в экскурсии на виноградники, а там - в конкурсе на лучшего сборщика винограда. Если это очень экстремально и не хочется покидать набережную, можно разглядывать живые скульптуры, фотографироваться с ними. Или смотреть, как проходит конкурс одной картины "Девушка с виноградной кистью". Интересно проходит, между прочим. Прямо на ваших глазах художники рисуют эту самую девушку с виноградной кистью. А зрители потом определят, какая картина лучше. Можно и на уже готовые картины полюбоваться, вернисаж "Окрестности Алушты" проходит в одной из аллей парка.

А в краеведческом музее - конференция, посвящённая виноградарству и виноделию. А на набережной - шествие Вакха и его свиты. И карнавальное шествие. И ещё вон, смотрите, шествуют к набережной артисты Львовского театра на ходулях. Так прямо на ходулях и идут.

И танцуют, и приглашают посмотреть спектакль "Глория". Но это позже, когда стемнеет.
У них там такие спецэффекты, рассчитанные на тёмное время. Праздничный фейерверк, разумеется, тоже поздним вечером.

Виноградные сезоны - это замечательно, но ведь каждому ясно, что подразумевается не только виноград, но и то, что из него производят. Вино, конечно, что же ещё.

Знаете, есть такие специальные люди, называются виноделами. Это такая особая каста, такой довольно закрытый клан, со своими законами, приметами, неписаными кодексами профессиональной чести.

Если вы истинный знаток истинных произведений винодельческого искусства, вы наслаждаетесь плодами их творчества, ищите истину на дне бокала и, раскрепощаясь под действием букета аромата и вкуса, смакуя послевкусие, находите и в себе что-то такое, о чём ранее даже не подозревали. Если пьёте хорошее вино, то находите в себе хорошее. А если плохое, то... плохое не пейте. В Крыму это несложно. Просто избегайте фальшивовинщиков, а покупайте хорошее в местах, где его производят.

Может быть, вам повезёт, и вы окажетесь в Солнечногорском и попадёте в музей-дегустационный зал "Грот Седьмое небо". И там встретите Сергея Задорожного, главного винодела предприятия "Малореченский". Более двадцати лет участвует он не только в производстве традиционных вин, но и в создании новых. А также тех, которые ранее были, а потом секрет их изготовления был утрачен, и теперь он их... А что он с ними делает в самом деле? Может, реставрирует?
- Реставратором меня ещё не называли, - удивляется винодел. - Но, может, это и правильно, не знаю. Вот марсалу производили у нас последний раз, кажется, в 1914 году. Мы возобновили выпуск два года назад. Хорошее вино, но люди пока не привыкли к нему. Что такое портвейн, мадера, херес, все уже знают, а тут новое название. А сейчас вот ещё вводим малагу. Тоже новое как хорошо забытое старое. Около ста лет не производили в Крыму, мы сделали. Пробуйте. Кто ничего не понимает в десертных винах, пусть не пробует. В вине, в процессе его изготовления, проявляется вкус винограда, но сорт не определите. Да и не в этом дело. Уваривается сусло, появляются новые тона. Вы замечаете присутствие спирта? Нет, и не должен он присутствовать в хорошем вине. Яркие тона сливы, не чернослива, а сливовые тона. Есть ощущение приторности? Замечательно, что нет, а ведь здесь 30 процентов сахара, ликёрное вино, а сахара не чувствуется, приторности не чувствуется...

Они, виноделы, могут часами рассказывать о своих произведениях и даже не очень спотыкаться о нелепые дилетантские вопросы досужих журналистов. Например, о том, сколько сахара добавляется в десертное вино, не морщась, серьёзно отвечать, что сахар в вино добавлять запрещено, он получается в процессе реакции брожения.
Ну а на вопрос, какое из девяти вин, в создании которых участвовал, нравится больше, уже привычный ответ, домашняя заготовка: то, что сейчас задумывается, над которым работаем.

Наверное, устав отвечать на вопросы, откликаться на просьбы знакомых рассказать что-то из истории виноделия, он и задумал этот музей не музей, дегустационный зал, тоже вроде не зал. А всё вместе, в одном флаконе. Раньше здесь был сельский хозяйственный магазин, потом здание пустовало, а потом он его выкупил и сделал здесь всё, чтобы зашедший гость узнал как можно больше и о вине, и о виноградарстве, и о виноделах. И попробовать можно, и оценить, и на память взять.

Они - философы, эти виноделы. Других просто не приходилось встречать. И Сергей Задорожный, винодел с кандидатской степенью и немалым стажем, с удачным опытом создания новых и воссоздания старых вин, не исключение. Больная для каждого винодела тема - антиалкогольная кампания. Он по этому поводу думает следующее:
- Посмотрите историю антиалкогольных кампаний хотя бы в прошлом столетии. 1914 год, в России вводят сухой закон. Спустя четыре года государства не стало. 1985 год - антиалкогольная кампания в СССР. Где сейчас страна? В США вводили сухой закон, страна осталась, но родилась мафия, тоже, доложу я вам, страшное явление. Недавно Ющенко заговорил о том, что нация болеет, надо меньше пить. Что дальше? При этом все столбы - в рекламе водки, именно водки, она же - спонсор всех крупных спортивных соревнований. Нельзя обзывать одним словом "алкоголь" прекрасное вино и жидкость с большим количеством градусов. Не пить вредно? Конечно. В странах мусульманского мира Коран запрещает и производство, и потребление вина. Откуда идут самые страшные наркотики? Оттуда. Человеку нужна отдушина. Запреты ни к чему хорошему не приводили. Государства, где больше всего пьют, но дольше всего живут, - Франция и Грузия. Там потребляют сухие вина.

Да вот и у меня, если честно, люди, не пьющие вино, вообще непьющие, вызывают, мягко говоря, подозрение. Нас агитировать за то, чтобы пить чудное крымское вино, не надо. Мы практически фанаты этого вида досуга. И уверены, что от хорошего плохо не бывает. Если, конечно, меру знать.

А всё же хорошо, что курортный сезон продолжается виноградными сезонами, к примеру. А там ещё что-то придумают, и станет курортный сезон у нас круглый год.

Наталья АСТАХОВА, Крымская правда