Когда в городе асфальт плавится от жары, счастливыми чувствуют себя только те, кто, дождавшись своего законного отпуска, смог вырваться к морю. Благо Крым маленький, и со всех сторон его лелеют морские волны. Так что нашему брату, крымчанину, можно не переживать, что отпуск пройдёт бездарно в душных каменных "джунглях". Хоть недельку, но каждый может порадовать себя купанием в Чёрном или Азовском море и сладостным пляжным бездельем. Было бы желание.
И кошелёк не обязательно должен быть толстым, чтобы вы сумели чудесно провести время.
Айя - государственный заказник
Мыс Айя, затерявшийся между Балаклавской бухтой и Ласпинским урочищем, волшебный уголок природы. Он не на слуху даже у самих крымчан.
О нём мало кто знает. Крутые склоны, заросшие можжевельником, резко обрывающиеся над самым морем, не способствуют строительству коттеджей, которые заполонили весь Южный берег. Здесь невозможно строить. Природа позаботилась о сохранении первозданности своего маленького чуда с замечательным названием, означающим в переводе с греческого "святой". Уж больно это чудо, а вернее - чадо природы, крохотно и беззащитно, чтобы его трогать. Хотя человеческому взору это место представляется роскошным, могучим, бескрайним.
Величественными шестисотметровыми обрывами выдаётся в море мыс с вершиной Кок-Кия. К юго-западу от неё простирается территория ботанического заказника государственного значения. Долина, подобно гигантской воронке собравшая в себя причудливые каменные глыбы, не всё удержала - выбросила в туманную дымку у подножия. Панорама заставляет задохнуться от избытка чувств. Вот где человеческое существо одновременно чувствует себя и крохотной песчинкой, и великим созданием природы. Ведь ты видишь, осознаёшь всю эту красоту и в то же время понимаешь, что являешься малюсенькой её частью.
Утром, подойдя к обрыву, видишь, как над морем медленно рассеивается облако, открывая взору живописный хаос огромных камней, на которых величественно восседают белокрылые чайки. Делаешь глубокий вдох и улавливаешь терпко-сладковатый запах, исходящий от смолянистых стволов тысячелетних можжевельников и реликтовых сосен. А когда солнце стоит в зените, можно услышать шуршание ящерок, шныряющих в высоких травах, и даже заметить леопардового полоза, занесённого в Красную книгу Украины.
Дорога к единственному источнику пресной воды, расположенному высоко в горах, даже в жару не покажется изнуряющей. Тропы хоть и крутые, но настолько живописные, что, останавливаясь и поворачиваясь к морю, забываешь обо всём на свете. Именно благодаря крутизне склонов нет места, откуда не был бы виден чарующий пейзаж. Никакой цивилизации - ты видишь только созданное природой. Лишь вдалеке на изумрудной глади моря, как песчинки, разбросаны катерочки, яхточки и рыбацкие лодочки. Но ты не ассоциируешь их с людьми: ведь они там, далеко, а ты здесь - среди дубов, пышной зелени земляничника и десятиметровых пицундских сосен, которые достигают в диаметре более полуметра. Вот где ощущаешь грандиозность мироздания! Всю дорогу твой слух будут услаждать своим стрекотом неутомимые цикады, а в бездонно-синем небе пронзительно свистеть орлы и сапсаны, будто говоря: "Мы контролируем твоё восхождение".
Сказочное море
Люди стремятся в этот затерянный мир. Их не пугают труднодоступность питьевого источника, отсутствие удобных пляжей и всего, что связано с инфраструктурой курортов. Главное достоинство здешних мест - необычайно целебный воздух.
А море?! Неважно, что пляжей мало и они везде каменистые. Морская вода в этом уголке Южнобережья, наверное, самая прозрачная и чистая. Валуны, исполинами торчащие из волн прибоя, как бы приглашают позагорать на своих ровных, гладких спинах.
Что может сделать времяпрепровождение на море весёлым и интересным? Конечно, ныряние, кувыркание, прыганье. Так вот, все эти желания здесь можно полностью удовлетворить. Кто любит экстрим и желает острых ощущений, может нырять в воду с семнадцатиметрового "Клыка". Кстати, все балаклавские ребята должны пройти это испытание. Того, кто этот экзамен не сдал, будут считать трусом. А это, как известно, в кругу мальчишек считается самым оскорбительным.
Рядом с "Клыком" примостилась расколотая надвое десятиметровая "Жопа", извините за не мною придуманное название. Отсюда прыгать тоже страшновато, но смельчаков хватает: ведь добираются до этих мест в основном молодые и сильные.
В общем, в хаосе каменных глыб можно найти любую высоту, позволяющую нырять и солдатиком, и вниз головой, и бомбочкой. Помню, подойдя первый раз к краю, я с высоты пяти метров смотрела вниз и, видя каждый камушек на дне, не могла поверить, что глубина в этом месте больше десяти метров. Действительно, от такой прозрачности становится даже немного не по себе. Мы уже как-то привыкли, что вода должна быть мутной, а в ней - плавать пакетики и другие предметы, свидетельствующие о присутствии "человеков". Но тут всё иначе: рука не поднимается бросить что-либо в кристальную прозрачность моря. Когда погружаешься в его пучину и смотришь со дна на поверхность, пронизанную солнечным светом, наблюдаешь, как от удара волн на несколько секунд рождаются сотни сверкающих пузырьков, которые весело кружатся, превращаясь в пену, начинаешь чувствовать себя если не русалкой, то каким-то другим жителем моря, который несёт ответственность за его обитателей. Cтараешься не потревожить пучеглазых крабов и колонии мидий, которые здесь ещё можно обнаружить.
В августовские ночи море начинает светиться - это планктон вызывает такой эффект. "Не понимаешь, где плывёшь, ты - в ночи, меж пальцев горят изумруды мечты". Рифма пришла в голову неожиданно, в тот момент, когда в полной темноте я увидела в чёрной воде яркие звёздочки вокруг своего тела, появляющиеся при малейшем движении и внезапно исчезающие. Было ощущение, что мир перевернулся, и я - среди звёздной небесной пыли.
Жизнь "дикарём"
Попасть в сказку, которую охраняет с востока дракон, пьющий воду, или единорог (кто как представляет себе мыс), можно разными путями. Можно, выйдя из Балаклавы, обогнув крепость Чембало, идти извилистой нитью тропы несколько километров. Но этот путь не из лёгких. Большинство туристов предпочитают в Балаклавской бухте сесть на катер и за пять гривен и 15-20 минут добраться до места "десантирования". Катер ходит регулярно несколько раз в день, доходит до пляжа "Ближний", затем направляется к "Золотому" и обратно. Во время путешествия вы уже не сверху вниз смотрите на врезающиеся в море неприступные скалы, а снизу вверх. И это уже совсем иные впечатления, но не менее колоритные и запоминающиеся.
Серые обрывы постепенно сменяются склонами, где малахитовая хвоя сосны Станкевича ярко выделяется на фоне пепельно-розовых известняковых скал. Пляжики - как колыбельки. Балаклавцы и севастопольцы предпочитают отдыхать на "Ближнем", приезжая сюда всего на несколько часов, а те, кто желает обосноваться в затерянном мире хотя бы на несколько дней, добираются до "Золотого".
Но на этом поход не заканчивается. Спрыгнув с корабля на белую гальку, подхватив все свои пожитки, народ, прыгая между камнями, как газели, направляется к тропе, ведущей прямёхонько в реликтовую рощу. Все стараются углубиться подальше в надежде отыскать местечко поудобнее и поближе к берегу. Но оборудованных стоянок, где есть место для кострища, выложенное камнями, и удобных полянок, на которых можно палатку поставить, не так уж много. А в пик сезона такого места просто не найти, не то что в былые времена, лет пятнадцать назад, когда мы ещё выбирали, какая полянка привлекательнее. Тогда, чтобы обнаружить таких же, как мы, "дикарей", приходилось аукать или идти на звуки звонких струн гитары, эхом разносившиеся по округе. Теперь кто не успел, тот опоздал. Хотя для тех, у кого кошельки потуже, есть выход из затруднительного положения: расположиться в палаточных лагерях, функционирующих всё лето.
Они представляют собой несколько больших полян, ограждённых верёвками с разноцветными флажками. Здесь вам предлагают разные по вместимости палатки. В больших палатках - кровати с чистым постельным бельём. Около каждого такого "домика" сооружены столы со скамейками, к деревьям прикреплены умывальники - а-ля деревня. За чистотой территории бдительно следят: уборку проводят ежедневно, не оставляют без внимания и крохотный пляж, находящийся в непосредственной близости от лагеря. Помимо того, что в такой лагерь можно приехать налегке, вам не надо мотаться к источнику, возле которого изо дня в день собирается много людей. Только если вы решили совершить экскурсию или пообщаться с народом, который часами там сидит, дожидаясь очереди, чтобы наполнить свои баклажки. Если такого желания нет, то и не стоит беспокоиться, что придётся варить кашу на морской воде и пить солёный чай: сотрудники лагеря обеспечат вас пресной живительной влагой. За такой отдых придётся платить 45 гривен в день. Много это или мало - не мне судить, но такой отдых не менее комфортный, чем в квартире за 20 долларов (если вы ещё такую найдёте) где-нибудь в "жмеринке", где от моря вас отделяют автодороги, базары, снующие толпы людей и вереницы машин. Кстати, есть на Айя варианты и подешевле, но условия соответственно хуже, в первую очередь это касается гигиены и чистоты окружающего вас пространства. Очень печально видеть, что в тех местах, где нет оборудованного туалета, сохранившиеся ещё поляны с редчайшими орхидеями и пыльцеголовниками покрывают смятые лоскуты туалетной бумаги, а вместо благоухания - зловоние. Думаю, будет не лишним, если "контролёры" заказника начнут строже контролировать работу палаточных лагерей, требовать от всех без исключения выполнения определённых правил и норм. Да и самим отдыхающим хочется пожелать, чтобы они бережнее относились к матушке-природе: ведь наверняка захотят ещё не раз вернуться сюда, захотят, чтобы их дети, внуки и правнуки смогли насладиться первозданностью удивительного края.
Ольга МЕЛЬНИЦКАЯ
Новую версию этой статьи вы можете прочитать здесь