Основные темы

Фоторепортажи

Регионы

Кок-Таш, небесный камень

Крым - край чудес. В том числе топонимических. Названия населённых пунктов здесь - и песня, и сказка, и анекдот.

В селе Шахтино Советского района никогда не было шахт, а в Янтарном, хотя и стоящем на Красногвардейском канале, ещё не вылавливали эти слёзы древних хвойных.

Сказочные - это именные населённые пункты, о которых вряд ли подозревали те, чьё имя сёла носят. Песенные названия - от местности: Краснокаменка, Кизиловка, Курганное... Что вижу - то пою. Синекаменка - из таких, песенных, сёл.

Возвышается над ним скала, ничем не примечательная. Но это только до того момента, пока не подойдёшь ближе. Ощущения такие, что этой скалы тут быть не может, не должно. Из густого букового леса она буквально вырывается почти на сотню метров голубым известняковым обрывом. С вершины (между прочим, одной из самых высоких в Восточном Крыму) открывается вид на два моря: настоящее - Чёрное и такое же бескрайнее - степное.

Кок-Таш для широких туристических масс открыла известная писательница-краевед Ирина Лезина. Вот что она писала более тридцати лет назад: "Пожалуй, нет в Крыму похожей на него горы. Из шапки тёмного леса, вырисовываясь на фоне синего неба, подобно белому айсбергу торчит остроконечная скала. Грани утёса так отвесны, что захватывает дух, даже когда смотришь снизу. Название горы означает "синий камень", наверное, потому синий, что настоящая белоснежность всегда подразумевает лёгкую голубизну (для того ведь и синька существует)". Но через год, в путеводителе 1978 года, написала: "Это известняковый риф, биогерм, образовавшийся некогда на дне моря. Принято переводить название "кокташ", как "синий камень": светлый обрыв утёса на расстоянии действительно кажется голубоватым. Однако "кок" в тюркских языках означает ещё и "небо". Небесный камень, утёс, возносящийся в небо, может быть, таково значение этого топонима?".
Да, "небесный" утёс красив и высок. Высота Кок-Таша над уровнем моря 804 метра, а высота скалы - 80 метров; площадь, занимаемая ею, составляет почти два гектара. Из деревни Синекаменки придётся три километра протопать ножками, да ещё в горку. При всей своей живописности гора эта коварна: среди её отрогов, сплошь поросших лесом, и оврагов, которые изрезали склоны в разных направлениях, не мудрено заблудиться, тем более что вершинная скала на протяжении подъёма не видна. Надо идти по многочисленным, даже слишком, меткам. По меткам, кстати, можно и заблудиться. Серьёзно. Их там тьма.
Подъём непосредственно на скалу очень лёгкий: северная её грань полога (поэтому со стороны шоссе Кок-Таш ничем не приметен, и знают о нём немногие). На вершине горы - площадка, с которой открывается великолепная панорама. На западе голубеют два зубца гор у перевала Каллистон, видна вершина Кара-Тепе над Красносёловкой, ближе - долина Кучук-Карасу с голубым зеркалом Хмелёвского водохранилища у Поворотного. Прямо на юг - хребты Караколь и Берлюк, виднеется знаменитая Аю-Кая, или Сахарная Головка. Видно море - в хорошую погоду. В восточном направлении - большое село Земляничное и знаменитая партизанская гора Бурус (или Сугут-Оба). На севере, за Феодосийским шоссе, тянется длинный хребет Кубалач с белыми мергелевыми обрывами.
И далее - степной Крым, столь милый сердцу... Под северным склоном Кок-Таша приютилась Синекаменка, издавна обязанная ему своим названием. До 1948 года деревенька так и называлась - Кокташ.
Сюда и продолжим свой путь. Идём мимо каких-то строений и длиннющего забора. Когда-то тут был колхоз, славившийся своей бройлерной фермой. Потом ферма перестроилась - в те незабвенные годы "ускорения" - в животноводческую. "Работы хватало всем, - вспоминает Ленура Ислямова. - Я была дояркой, муж - скотником. Строились, надеялись на будущее в таком красивом месте". Увы. Всё распалось, единственная отрада - корпуса фермы сохранились. Местные жители говорят, что это единственная сохранившаяся МТФ в Белогорском районе. Верю, потому что развалин ферм по Крыму насмотрелся вдоволь...
А ещё Синекаменка оказалась кузницей... вундеркиндов.
В селе нет школы - детей возят в Земляничное. И школа эта известна своими воспитанниками: не раз выставляла на районные и крымские олимпиады и конкурсы ребят и девчонок, занимавших первые места. Много выпускников поступает в вузы. Но самое интересное в том, что большинство таких школьников - из Синекаменки. Например, Тимур Мустафаев неоднократно занимал первое место на республиканских олимпиадах по истории, международному праву. Окончил с отличием военный лицей и хочет быть военным юристом. Однако конкурс в юридическую академию - ой-ой, да ещё "борьба с коррупцией" буксует. А жаль, если умный парень из маленького горного села не поступит. Ведь это мечта детства, но вот родители небогаты и не имеют влиятельных знакомых.
Именно из-за этого вернулись в село и несколько других юношей. Нет денег на учёбу.
С двумя такими я встретился на ставке у села. Им сразу повезло - вытащили килограммового карпа. Посидел с рыболовами, поговорил. А сам не мог отделаться от мысли, что дома и стены помогают, и грязь чище, и солома едома, и везёт... Ребята дома, в Синекаменке. А там, в городе, был другой мир.
Где-то читал исследования российских учёных, в которых утверждалось, что возрождение разума начнётся с маленьких городков и сёл. Именно из глубинки пришёл в Москву Ломоносов, прибыли тысячи других светочей науки и техники. Так ли и у нас в Крыму? Могу утверждать это прямо, ибо видел немало умных и талантливых людей в маленьких сёлах. И в степных просторах, и среди теснин Крымских гор. Только вот не всегда они имеют много денег, знакомств, наглости в конце концов.
У Кок-Таша есть ещё интересная особенность. В его известняковых склонах, с юго-восточной стороны, есть пещеры.
В одной из них - большая ванночка холодной чистой воды. Капля за каплей стекает сюда из мелких трещин громады "небесного камня". В весенние дни вода переливается через край, и небольшой водопад струится из пещеры. Вниз, поливая весеннюю листву буков. Жара иссушает поток, но капельки всё равно увлажняют голубоватый известняк. Иной раз капля срывается с порожка грота и попадает на разгорячённый лоб туриста. Благо в жаркий летний день. И хочется дождика: чистого, исцеляющего.
И сдаётся мне, что именно так устроена жизнь в Синекаменке. Именно у подножия этой горы рождаются чистые капли разума, может быть, способные потом - в потоке - изменить мир. Но мир не хочет меняться, он сушит души и мозг. Лишь отдельные капли приносят пользу. Например, дают жизнь лесному цветку. Или становятся на страже прав других людей. Пусть тебе повезет, Тимур!
Сергей ТКАЧЕНКО, Крымская правда